Разведка в Смоленскую область(д. Горки)

В этой трехдневной экспедиции участвовали трое: два курсанта — Пащенко Андрей, Егоров Сергей и я, Окопный Олег — руководитель нашего небольшого отряда. Целью нашей разведки была деревня Горки, точнее — высота, на которой она находилась во время боя в 1942 году. После войны деревню перенесли на 2 км. восточнее. Восстанавливать было нечего — от деревни ничего не осталось. По рассказам высота была усыпана останками наших бойцов.

 Когда мы приехали, шел проливной дождь ( был октябрь) и ставить палатку нам не улыбалось). В деревне мы узнали, что из местных осталось 3 жителя, и есть такая Баба Нюра, которая может нас приютить на пару ночей в своей избе.. Без труда мы нашли ее покосившуюся избушку, и попросились на ночлег. Баба Нюра оказалась очень гостеприимной бабулей лет за 80, тем не менее очень живой и разговорчивой. За ужином из вкусной деревенской картошки с солеными огурцами она нам рассказала много всего интересного. Про оккупацию, про бои в здешних местах ( ей было тогда 18 лет) и про сложную и тяжелую жизнь как после войны, так и сейчас….  Богатый некогда совхоз умер, работы нет, молодежь спивается.  С невеселым настроением мы пошли спать, а утром Баба Нюра обещала отвести нас на место, где каратели окружили и расстреляли 56 партизан по доносу предателя в 1942 году. Единственное что порадовало, что доносчика расстреляли тоже. Дороги туда уже давно нет, и мы шли через поля и перелески около 6 км. На стыке трех областей — Смоленской, Московской и Калужской мы вышли на Курган, где захоронен отряд партизан. Было видно, что за захоронением давно никто не ухаживает, все заросло травой и кустарником. Но видимо раньше было по другому. На Кургане мы нашли табличку, на которой были выбиты стихи Симонова, и мы поняли по надписям, что он не раз бывал на этом месте. Были раньше сюда дороги, и люди часто приходили поклониться памяти героев-партизан. Сейчас дорогу сюда найдет разве что Баба Нюра , которая в свои 80 с лишним лет не унывает. Как она рассказывает: « А я беру собой в карман горбушечку хлебца — и в лес ухожу на цельный день- грибы, ягоды собираю. Устану — прилягу отдохну. Хорошо в лесу…»

Одинокий курган с потемневшей от времени табличкой, затерянный в лесах на границе трех боевых областей, Баба Нюра со своей покосившейся избушкой и судьбой, заброшенные непаханые поля оставили у нас в душах тяжелый осадок…

   На следующий день мы разрабатывали траншею на месте бывшей деревни Горки, но к сожалению кроме нескольких гранат Ф-1 с заглушками ничего не обнаружили.

 Уезжая, мы поблагодарили Бабу Нюру словами и консервами (дай Бог ей здоровья)! Хочется верить, что будет когда-то дорога к заросшему Кургану, что не зарастет до конца наша ПАМЯТЬ о тех, кто до конца выполнил свой ДОЛГ.