Экспедиция поискового отряда «РУБЕЖ» в Мурманскую область

C 22 июля по 12 августа 2013 года  поисковый отряд Рубеж  провел поисковую экспедицию в Мурманскую область. В эти края мы выезжаем раз в 2 года на протяжении уже 10 лет. Эти экспедиции самые сложные и экстримальные, ведь проходят они за Полярным кругом. Сюда попадают только лучшие ребята, достойно выдержавшие все испытания по итогам весенних и летних вахт памяти. В этот раз была отработана местность в районе озера Дикое, в долине Славы в 60 км от Мурманска, где с 1941 по 1944 погибли тысячи наших солдат, защищая город-порт.

Эта экспедиция была особенно интересна тем, что в этот раз в Мурманскую область мы отправились на машинах. Первый ночлег мы провели рядом с Новой Ладогой на берегу Ладожского озера. На том самом легендарном озере, где во время блокады Ленинграда проходила Дорога жизни.

На второй день мы совершили бросок на Зеленоборский. Пожалуй самый сложный участок всего пути. Предстояло преодолеть около 1000 километров по территории обилием сервиса не блещющей. На пути встречались участки по несколько сотен километров , на протяжении которых есть только «участки для отдыха». Ни заправок, ни сервис центров. Зато это самый интересный участок пути — трасса проходила по всей Карелии, с заездом в Петрозаводск, а точнее в Кижи.

Первое упоминание о кижском погосте относится к 1496 г. В XVI веке здесь стояли деревянные церкви Спасского погоста. К сожалению, до наших дней они не дошли, погибнув в пожаре. В XVIII веке на их месте строится Покровская церковь. С 1966 года сюда переносятся памятники деревянного зодчества со всей Карелии (около 60 сооружений). Самый древний экспонат — часовня св. Лазаря Муромского (XIV в).
В окрестностях Пряжи и Кондопоги есть несколько красивых деревянных церквей.
Вторую ночь мы провели за Зеленоборским в лесу. Хотя ночью это было назвать сложно, т.к. в полночь светило ещё солнце. Но всё равно необходимо было отдохнуть, т.к. следующий день предстоял быть сложным, планировалось закупить продукты, доехать до места и поставить лагерь.
Итак, встав с утра пораньше 24 июля мы двинули на Полярные зори. Место интересно близостью к ГЭС и Кольской АЭС. Этот участок пути проходит мимо мест, которые привязали нас к Кольскому надолго. Это Хибины. Посреди тундры раскинулись не высокие, но очень живописные горы. В центре гор находится город Кировск, а через все горы идет трасса до озера Гольцовое. Помимо этого вокруг гор через Ловозерские тундры на Оленегорск идет трасса под названием «Тысяча ручьев», которая тоже может быть предметом отдельного интереса. Но это мы оставили на обратный путь.
В Оленегорске поправили дела с бензином, и дальше уже до самого Мурманска трасса была вполне обжитая с нормальным сервисом.
В Коле мы закупили продукты и к 17 часам уже были у Долины Славы — это 70-й километр. Нас встретили наши старые друзья из г.Полярный. Куратор поискового движения Мурманской области Добровольский Константин Алексеевич и член поискового отряда «Память» Чернышов Роман. Они подсказали нам где можно установить лагерь и дали схему боевых действий 1941-1944 годов, привязав которую с современной картой мы составили план поисковых разведок.
Оперативно разбили лагерь, поставили штабную палатку и уже к обеду следующего дня был готов вкусный борщ и найдены первые находки. Это остаток снаряда с немецкими листовками и крышка от котелка с инициалами советского солдата.
В отличие от более привычных нам Тверской и Смоленской областях, здесь копать конечно намного легче, т.к. глубина раскопов достигает максимум полметра, дальше камни. Но сэкономленная энергия уходит на ходьбу по сопкам, да и круглосуточный полярный день провоцирует больше времени уделять поисковым работам.
Стояли мы на этом месте 7 дней .
А 31-го июля к обеду мы свернули лагерь и отправились к хребту Муста-Тунтури. Это перешеек между материком и полуостровом Средний.
Это единственное место, где немцы не перешли сухопутной границы СССР, — об этом мало кто знает. Здесь немцы пытались захватить плацдарм для взятия Мурманска — незамерзающего порта, куда шли конвои наших союзников по ленд-лизу. И если бы они захватили порт, то неизвестно, какая была бы судьба у всего Северного фронта. Но наши пограничники — 100-й погранотряд — достойно встретили противника — хвалёных горных егерей, и с 1941 по 1944 годы держали их на этом рубеже.
Преодолев все перевалы мы установили палатки на месте стоянки нашего лагеря 2010 года. Сразу отправились в поиск. И в первую же ночь наши ребята нашли останки солдата, а на следующий день именной подписанный котелок. На следующий день мы отправились в экстримальное автопутешествие по полуострову Средний, где совершали остановки у памятников нашим воинам, а также посетили заброшенную артбатарею, которая охраняла Малую Волоковую губу с 1947 года. А в начале 90-х была покинута, а стволы арт.орудий надпилены.
2-го августа мы отправились в город воинской славы Полярный. Там мы разместились в гостинице «Чайка», где немного отдохнули от полевых условий. А на следующий день, отдавая дань этим местам, мы посетили Музей при воинской части подводников. Ребята посмотрели корабли. Прошлись по Аллее Героев и провели минуту молчания у Мемориала подводной лодки К-19.
На следующий день посетили краеведческий музей и другие интересные места города. А после обеда начали готовиться к следующей части нашей экспедиции.
Выехав рано утром мы решили посетить Мемориал Алёша в Мурманске. Все прибывающие в Мурманск обращают внимание на впечатляющую фигуру русского солдата, установленную на одной из самых высоких сопок Кольского залива.
На грандиозном постаменте стоит монумент: могучий защитник Отечества, одетый в плащ-палатку, с автоматом за плечом. Его глаза напряженно вглядываются вдаль, туда, откуда на любимую землю пришел враг. В Заполярье это самый знаменитый и самый любимый народом мемориал, посвященный подвигу тех, кто сражался в годы Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками на суше и в море.
Поскольку мы были на машинах, то было принято решение побывать в самом загадочном месте Кольского полуострова- озере Сейдозеро.
Легенда о происхождении названия Сейдозеро — загадочного озера, несколько пугающая и завораживающая. Сейды — это, по старинным саамским поверьям, священные камни , в которые превращались умершие , а камень хранил их дух. Неудивительно, что Сейдозеро у саамов ассоциируется с загробным раем и вызывает благоговейный страх.
Сейдозеро располагается в самом центре Кольского полуострова, в районе, традиционно именуемом Русской Лапландией. В самом конце ХХ века Сейдозеро оказалось в центре внимания многих исследователей древнейшей истории нашего Отечества. Именно здесь были обнаружены следы древнейшей в истории человечества цивилизации, которую античные авторы именовали Гипербореей (в древнегреческой мифологии легендарная северная страна, местообитание блаженного народа гипербореев).
Сейдозеро имеет абсолютную отметку — 189 метров над уровнем моря. Длина Сейдозера — 8 километров, в узкой части его ширина составляет от 1,5 а в широкой — 2,5 километра.С запада в озеро впадает горная река Эльморайок, на востоке вытекает Сейдъяврйок (Мотка) и впадает с озеро Ловозеро. Горы, закрывающие озёрную долину от северных ветров, создали на Сейдозере свой неповторимый микроклимат, поэтому здесь природа несколько отличается от типичной приполярной. В этом районе встречаются крайне редкие растения.

Мы узнали, что добраться до Сейдозера можно только пешком от г.Ревда (около 15 км через горы) или на катере. Поскольку время у нас было ограничено, да и находились мы уже прилично за последнее время, было принято решение добираться на катерах. Из посёлка Ловозера, договорившись с местными , нас переправили в загадочное место на двух катерах. Нам рассказали, что за последнее время очень много россиян стали проявлять
к этим местам большой интерес. Только вот перед нами за несколько дней здесь была съёмочная группа с телеканала Россия, снимали передачу на тему Гипербореи. Мы разместились у подножия горы Нимчурт, на месте стоянки для туристов. Приятно удивили чистота и сохранность туристического инвентаря который хранится на этом месте. Даже миниатюрная банька сооружена здесь. На следующее утро мы поднялись на гору Нимчурт, прошлись по хребту и спустились к Сейдозеру. Искупались и уставшие, но довольные от впечатлений вернулись в лагерь. Две ночи и один день пролетели мгновенно.

И вот настала заключительная часть нашей экспедиции. Мы решили перед обратной дорогой отдохнуть пару дней на базе Отдыха Пиренга, которая находится около г.Полярные Зори на берегу реки Пиренга. Там мы половили рыбу, поиграли в бильярд, привели себя и вещи в порядок. Но как истинные поисковики всё равно долго на месте сидеть не смогли, и по данным местных жителей нашли место падения военного советского самолёта.

Дорога домой сопровождалась дождём, что придавало немного уныния. Но всё же возвращаться было пора, хотя 19 дней пролетело как мгновение.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
   Боевые действия сторонами в начале операции велись по границе СССР, начиная от морской границы в Баренцевом море, на сухопутном фронте от Баренцева моря вдоль до Финского залива в районе Выборга и в Финском заливе, а также в Ладожском и Онежском озёрах. Ширина фронта боевых действий составила 800 километров, отступление составило 50-150 километров[5]. На полуострове Рыбачий немецким войскам не удалось нарушить государственную границу СССР вообще, что стало единственным таким местом в ходе войны. На 14-ю армию (Район прикрытия № 1) возлагалось прикрытие границы от Баренцева моря до Старой Куземы, Регозера, Писто, с основной задачей прикрытия Мурманска, а также препятствования действиям морского флота противника в Кольский и Мотовский заливы, недопущения высадки морских десантов, прикрытия Кировской железной дороги на Кандалакшском и Лоухском направлениях. Действия армии должны были сочетаться с действиями Северного флота и 1-й смешанной авиадивизии.   Долина Славы — долина на правом берегу реки Западная Лица в нижнем течении. 74-76 км автодорога Мурманск — Печенга. Здесь в июле 1941 года шли ожесточенные бои. Мемориал защитникам Советского Заполярья. Раньше называлась Долина Смерти.        Главный участок фронта в боях за Мурманск проходил в июле 1941 года вдоль реки Западная Лица, от ее истоков и до устья. Это был наиболее протяженный и опасный участок фронта, ибо отсюда лежала кратчайшая дорога к Мурманску — всего 50 — 60 километров.        Первые попытки остановить врага не увенчались успехом. Он преодолел сопротивление советских войск и к утру 2 июля вышел к реке Западная Лица. Пока красноармейцы спешно окапывались на правом берегу неширокой, но быстротекущей реки, егеря пытались с ходу преодолеть ее. Единственный мост через реку был взорван, а на местах возможного форсирования установлена артиллерия.        Рано утром 6 июля гитлеровцы возобновили наступление на Мурманск с рубежа Западной Лицы. Главный удар обрушился на позиции 58-го стрелкового полка. Именно здесь горные егеря стремились во что бы то ни стало прорваться к Кольскому заливу.       Имея превосходящие по численности силы, надежную авиационную и артиллерийскую поддержку, инженерные средства переправы и автоматическое оружие, противнику удалось форсировать Западную Лицу и вклиниться в расположение наших войск на 2 — 3 километра. Но бойцы 52-й стрелковой дивизии под командованием Г.А.Вещезерского контратаковали врага и заставили его отступить. Около 4 часов утра 8 сентября 1941 года фашисты перешли в новое наступление. При мощной артиллерийской и минометной поддержке горные егеря начали штурмовать позиции советских войск. И опять, как и в июле, бой шел за каждую высоту, за каждый укрепленный пункт. За 10 дней непрерывных боев подразделения северной группы гитлеровцев, несмотря на трехкратное превосходство в живой силе, лишь на 4 километра раширили плцдарм на восточном берегу Западной Лицы и, потеряв сотни солдат, вынуждены были перейти к обороне.       Но на южном, левом, фланге советских войск обстановка складывалась более тяжелая. Здесь противнику удалось форсировать реку в нескольких местах. В первый же день наступления два горно-стрелковых полка достигли района озера Серповидное. Навстречу фашистам были брошены резервы 14-ой дивизии, которым, однако, не удалось сдержать врага. Это позволило противнику перерезать дорогу, ведущую в Мурманск.       В сентябре обстановка на фронте осложнилась, и командующий 14-й армией принял решение перебросить в район Западной Лицы новую дивизию, ввести ее в бой. Полярная дивизия вышла на правый фланг противника и нанесла удар там, где германское командование не ожидало. Враг потерял более 1500 солдат и офицеров убитыми и еще больше ранеными. Дивизия захватила много пулеметов, минометов, склад с оружием и пленных.       22 сентября 1941 г. Гитлер подписал директиву ОКВ № 36, в которой говорилось о временном прекращении наступления горно-стрелкового корпуса на Мурманск.         28 апреля 1942 года началась Мурманская наступательная операция. Её цель — разгромить врага и отбросить его на запад, обеспечить безопасность Мурманска, Кировской и Обозерской железных дорог. Но фашисты не теряли времени даром. За зиму успели построить на всех высотах мощные опорные пункты-крепости из камня и железобетона. В немецком тылу были построены даже канатные дороги. Немцы были очень хорошо вооружены. Наши укрепления были хуже. Не было никаких материалов, инструментов для их строительства. Армия получила лишь половину необходимых боеприпасов. Для успеха наступательной операции нашим войскам было необходимо тройное превосходство по численности войск над противником. Вот в таких неравных условиях и началась эта трагическая операция.       Из воспоминаний участника боевых действий того времени:       «В апреле-мае 1942 года мы всей бригадой высадились десантом в тыл противника на мыс Пикшуев. Немцы сосредоточили там войска, чтобы напасть на нас и захватить город Мурманск. Наша задача была разгромить группировку противника в его тылах. Для этого мы морем на эсминце подошли к мысу Пикшуев и группами на катерах-охотниках переправились на берег. Первые сутки погода была морозная. Снега было в пол-колена, и мы брели в ботинках с полным боевым оснащением (25 — 30 кг), неся на себе материальную часть миномета и боезапас. На вторые сутки пошел сырой снег и дождь. Все промокли. И так шли трое суток через сопки и лощины. Противник нас не замечал. Мы не дошли около километра до расположения противника, когда были обнаружены. Он обрушил на нас всю его мощную артиллерию, авиацию и т.д. Нам пришлось лежать в снегу. Драться 18 суток. До нитки все мокрые. Пища — только сухой паёк. Были и голодны, и холодны. Но дрались до последних сил, кто как мог вынести. Отходить было некуда. Позади — море. После 7 суток боёв нас в бригаде стало мало, тогда с моря нам каждый день начали давать подкрепления, и мы дрались с превосходящей силой противника. Не считались, не считались какой ценой, живой силы нам обходится, но задачу надо выполнить, и мы выполнили. Противник был разгромлен и больше никогда не мог собрать своё войско, чтобы завладеть нашим Заполярьем. Но противник был ещё силен». События в «Долине Смерти» потрясли нас. Буран … Ураганный ветер … Замерзающие в снегу солдаты. Спастись можно было только группами, тесно прижавшись друг к другу в снежных ямах. Одиночки пропадали бесследно. Прадедушка рассказывал: «Приходилось постоянно в минуты затишья ползать по траншее и будить бойцов. Туда ползёшь, разбудишь, возвращаешься, а он уже замёрз. Единственное средство для обогрева — фляжка со спиртом на боку». Официальная оценка апрельско-майской операции 1942 года, сделанная тогда командованием Карельского фронта, звучала так: «В ходе упорных ожесточённых боёв в тяжелых условиях Заполярья войска 14-й армии во взаимодействии с Северным флотом сковали значительные силы врага, сорвали готовившееся наступление гитлеровских войск на Мурманск».