Учебно-методические материалы

Скачать программу можно по ссылке

 

Автономная некоммерческая организация

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ «РУБЕЖ»

                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                           директор АНО ЦГПВМ «Рубеж»      

                                                                           _________________О.Ю. Окопный

                                                                           30 сентября 2021 г.

 

       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Авиапоиск – начало»

Направление программы:

краеведение

Направленность программы:

туристско-краеведческая

Возраст обучающихся:

с 14 до 35 лет

Срок реализации программы:

5 недель

Уровень программы:

вводная 

Количество часов в год:

20

Автор-составитель программы:

Гегелия К.Д.

 

Программа утверждена

и принята к реализации

Методическим советом

АНО ЦГПВМ «Рубеж»

Протокол  № 15

«27» сентября 2021г.

МОСКВА

2021

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………………..

стр. 3

Учебно-тематический план………………………………………………..

стр. 7

Содержание программы ……………………………………………………

стр. 7

Обеспечение реализации программы……………………………………..

стр. 9

1. Пояснительная записка

Вводная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Авиапоиск – начало» (далее – программа) разработана в сентябре 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.05.2014).

Актуальность и востребованность программы.

Добровольческая деятельность, активное развитие которой мы наблюдаем в России в последнее десятилетие, является мощнейшим воспитательным средством, способствующим самоопределению подростков и молодёжи, их реализации в обществе. Участие в добровольческих проектах помогает молодым людям найти своё место в жизни,  стать настоящими патриотами, для которых любовь к Родине выражается в серьёзных, полезных для общества делах.

Одно из наиболее востребованных и актуальных направлений добровольческой деятельности в современном российском обществе – военный поиск. Полевые поисковые экспедиция, работа с оригинальными документами военного времени, встречи с живыми свидетелями событий позволяют юным поисковикам углубиться в историю Отечества, открыть её неизведанные страницы, уменьшить количество «белых пятен».

Однако не следует забывать о величайшей ответственности, лежащей на плечах каждого поисковика. В поиске нет ревизоров и проверяющих. Любая ошибка или небрежность, допущенные участниками поисковых работ, могут обернуться потерей уникальной информации о судьбах не найденных по сей день бойцов.

Поэтому крайне важна и совершенно обязательна серьёзная подготовка будущих поисковиков. Она должна предварять любое мероприятие: от работы в архивах до полевых поисковых экспедиций. Каждое направление поиска требует от добровольцев наличия как общих, так и специальных знаний и навыков. 

Освоение обучающимися программы «Авиапоиск – начало» обеспечит первый этап такой подготовки.

Педагогическая целесообразность программы.

Участие в поисково-исследовательской работе в полной мере удовлетворяет потребность молодёжи и подростков в общественно-полезной, социально-одобряемой  деятельности, способствует самоутверждению в коллективе значимых сверстников и взрослых.

Занятия, проводящиеся по данной программе, способствуют развитию интеллекта обучающихся, расширению кругозора, переводу процесса познания из области получения готовых знаний в область проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также приобщению молодёжи к общечеловеческим ценностям. 

Учебный материал программы дополняет содержание таких школьных дисциплин, как история, основы безопасности жизнедеятельности, география. 

Отличительные особенности и новизна программы.

Имеющиеся программы по поисково-исследовательской деятельности  нацелены в основном на обеспечение безопасности поисковых работ на местности, в данной же программе без ущерба соображениям безопасности основной упор делается на исследовательскую деятельность обучающихся. 

Предполагается, что обучающиеся уже имеют навыки жизни и работы в условиях полевых поисковых экспедиций, поэтому содержание программы полностью посвящено авиапоиску.

Поскольку в поисковых работах принимает участие большое количество подростков, программа ориентирована в том числе на реализацию в системе  дополнительного образования школьников и студентов, режим занятий приведён в соответствие с существующими санитарными нормами.

Цель программы: общая начальная подготовка добровольцев, намеренных принять участие в работе полевой военно-поисковой экспедиции по поиску и подъёму сбитых в годы Великой Отечественной войны советских самолётов  и последующей исследовательской деятельности.

Задачи

Обучающие:

  • ознакомление с историей воздушных боёв Великой Отечественной войны, в том числе в районе планируемой экспедиции; 
  • ознакомление с основными типами самолётов, принимавших участие в воздушных боях в районе проведения планируемой экспедиции в определённый период боевых действий;
  • изучение особенностей организации экспедиции по подъёму самолёта;
  • ознакомление с основными направлениями исследовательской работы по установлению судеб и увековечению памяти членов экипажей найденных самолётов.

Развивающие:

  • формирование мотивации к исследовательской деятельности; 
  • развитие интереса к истории Отечества.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к истории Отечества, к людям, эту историю      творившим;
  • воспитание ответственного отношения к работе с информацией.

Режим занятий  и механизм реализации программы

Занятия проводятся согласно календарному плану по 4 часа в неделю в течение 5 недель (всего 20 учебных часов). 

Практические занятия могут проводиться как в помещении, так и на территории образовательного учреждения или в помещении иного профильного центра/музея (в последнем случае оформляется выездное занятие). 

Оптимальный состав группы 8–15 человек. Набор обучающихся свободный, опыт исследовательской работы не требуется, опыт участия в полевых поисковых экспедициях обязателен. Предполагается, что обучающиеся уже хорошо знакомы с туристским и экспедиционным бытом, правилами жизни и деятельности в природной среде, техникой безопасности при проведении полевых поисковых работ на местности.

Необходимы разрешение родителей на участие в экспедиции (для несовершеннолетних участников) и  медицинский допуск к занятиям (медицинский допуск к многодневным выездным добровольческим мероприятиям, включая поисковую экспедицию, оформляется отдельно с учётом конкретной нагрузки и климатических условий в месте проведения мероприятия). Состав группы постоянный, форма занятий групповая. 

Прогнозируемые результаты

Главным  результатом обучения  должна стать готовность к участию в полевых поисковых экспедициях в рамках авиапоиска и дальнейшей исследовательской деятельности по установлению подробностей воздушных боёв и судеб экипажей найденных самолётов.

По окончании обучения 

обучающиеся должны знать:

  • алгоритмы организации и проведения полевых военно-поисковых экспедиций, связанных с авиапоиском, и правила безопасного поведения и работы в них;
  • принципы, алгоритмы и технические детали организации работы по подъёму найденных самолётов и/или их фрагментов;
  • правила консервации, реставрации и хранения находок; 
  • основные направления исследовательской работы по установлению подробностей воздушных боёв и судеб экипажей найденных самолётов;

 обучающиеся должны быть ознакомлены:

  • с краткой историей основных воздушных сражений Великой Отечественной войны;
  • с краткой историей воздушных боёв в районе планируемой экспедиции;
  • с основными типами советских самолётов принимавших участие в воздушных боях в районе планируемой экспедиции в определённый период боевых действий;1й

обучающиеся должны уметь:

  • подготовиться к участию в экспедиции (собрать личное снаряжение и принять продуктивное участие в подготовке группового снаряжения, разработке плана экспедиции, сборе необходимой информации);
  • вести в составе группы в соответствии с существующими правилами и алгоритмами полевые поисковые работы по подъёму самолётов;
  • обрабатывать, консервировать и транспортировать находки;
  • проводить постэкспедиционую работу с находками;
  • проводить самостоятельную и/или участвовать в групповой исследовательской работе по установлению судеб экипажей найденных самолётов.

Способы проверки результатов

Основным  способом проверки полученных результатов является наблюдение и анализ работы обучающихся при подготовке экспедиции. В конце курса предполагается проведение зачётного занятия.

2. Учебно-тематический план

п/п

Наименование

раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Техника безопасности на занятиях

1

1

Беседа

2

Советская авиация в годы Великой Отечественной войны

4

4

Устный опрос

3

Работа с информацией в авиапоиске

4

1

3

Наблюдение и анализ  выполнения самостоятельных практических заданий

4

Подготовка и проведение экспедиции по подъёму самолёта

6

2

4

Наблюдение и анализ  выполнения самостоятельных практических заданий

5

Работа с находками

3

1

2

Наблюдение и анализ  выполнения самостоятельных практических заданий

6

Зачётное занятие

2

1

1

Тестирование. Решение ситуативных задач

  1. Содержание программы

Тема 1. Техника безопасности на занятиях. 

Теория, 1 час. Техника безопасности на занятиях в помещении и на местности.  

Тема 2. Советская авиация в годы Великой Отечественной войны.

Теория, 4 часа. Главные воздушные сражения Великой Отечественной войны. История воздушных боёв в районе проведения экспедиции.

Основные типы советских самолётов,  участвовавших в воздушных боях в районе проведения экспедиции в интересующий исследователей период.

Тема 3. Работа с информацией в авиапоиске. 

Теория, 1 час. Использование интернет-ресурсов, работа в архивах и музеях, опрос местного населения в районе проведения экспедиции. Установление судеб экипажей найденных самолётов.  

Практическая работа, 3 часа. Сбор, анализ и структуризация информации для предстоящей экспедиции.

Тема 4. Подготовка и проведение экспедиции по подъёму самолёта. 

Теория, 2 часа. Планирование и подготовка экспедиции (нормативная база, подбор и подготовка участников, общее и специальное снаряжение и оборудование). Проведение экспедиции (принципы и алгоритмы работы в разных климатических условиях, для разных ландшафтов и почв, особенности работы в районе проведения экспедиции).   

Практическая работа, 4 часа. Тренировка по работе  со специальным снаряжением (глубинные щупы, металлодетекторы, магнитометры). Участие в подготовке экспедиции (проверка и ремонт снаряжения). 

Тема 5. Работа с находками. 

Теория, 1 час. Правила консервации и транспортировки  находок. Основные способы реставрации.  

Практическая работа, 2 часа. Участие в реставрации ранее найденных экспонатов и оформлении выставочных (музейных) экспозиций.

Тема 6. Зачётное занятие. 

Теория, 1 час. Тестирование.  

Практическая работа, 1 час. Решение ситуативных задач (командная работа). 

4. Обеспечение реализации программы

Материально-технические условия реализации программы

Желательно наличие отдельного помещения для группы, в котором можно было бы проводить теоретические занятия, хранить снаряжение и  находки. Обязательно наличие технических средств обучения: компьютеров с выходом в интернет (не менее пяти, но по возможности – на каждого обучающегося), мультимедийного оборудования, экрана, набора тематических видеоматериалов, библиотеки специальной литературы (обязательно с текстами последних нормативных документов). Для тренировочных занятий по работе на местности необходимо наличие узкоспециального снаряжения: глубинных щупов, металлодетекторов, магнитометра. Для занятий по консервации и реставрации находок нужны предметы, найденные в предыдущих экспедициях. В случае отсутствия узкоспециального снаряжения и нужных предметов упомянутые занятия можно сделать выездными и проводить на базе других, более опытных  групп.

Кадровые условия реализации программы

Возраст педагога – не менее 21 года.  Желательно среднее или высшее педагогическое образование,  либо обучение на курсах инструкторов детско-юношеского туризма (или других подобных).  Строго обязателен  документально подтверждённый  опыт долговременного (не менее 5 лет) участия в военно-поисковых экспедициях, в том числе в нескольких экспедициях по подъёму самолётов, из них  не менее 3 лет  в качестве стажёра, заместителя руководителя или руководителя группы.

Внешние условия реализации программы.

  • стабильная социально-политическая обстановка в стране;
  • необходимое и достаточное финансирование поисково-исследовательской работы;
  • продуктивное взаимодействие с профильными учреждениями и организациями.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

  1. нормативно-правовые акты и документы
  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, СП 2.4.3648-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года N 28);
  • Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (с изменениями).

б) основная и дополнительная литература

    для педагогов и командиров отрядов (авиация и военный поиск)

  • Алабин Н. И., Амплеев Н. И, Баков Л. М. и др. Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. — М., 1968 г.
  • Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия — Научно-популярное издание, — М.: Яуза-пресс, 2014 г.
  • Голованов А. Е. Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного маршала авиации. 19411945 — М.Центрполиграф, 2007 г.
  • Дроговоз И. Г. Воздушный щит Страны советов — Минск, Харвест, 2002 г.
  • Жирохов Михаил Александрович. Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941–1945 — М., Центрполиграф, 2014 г.
  • Ивлев И.И. Память хранима тобой (методика обработки и анализа документальных материалов о судьбах военнослужащих) Тюмень, АУ ДОД ТО, 2008.
  • Котилевский С.С. Теория и практика поисковых работ   Казань, Отечество, 2004 г.
  • Лашков А.Ю. 100-летие Противовоздушной обороны России 1914-2014 в 2-х томах — М., Русские витязи, 2014 г. 
  • Михайлов В. С. и др. Военно-воздушные силы России: неизвестные документы (1931–1967) — М., Издат. дом «Вестник воздушного флота», 2003 г.
  • Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов Н.А. Истребитель МИГ-3 — М., Русское авиационное общество (РУСАВИА), 2003 г. 
  • Морозов В.П., Обухович В.А., Сидоренко С.И., Широкорад А.Б. Энциклопедия современной военной авиации — М., 2001 г. 
  • Перечень объединений и соединений советских вооружённых сил, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной Войны 1941–1945 г.г. (справочник) — М, 1992 г.
  • Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941–1945 (По материалам IX военно-научной конференции ВВС) — М., 1986 г. 
  • Хазанов Д.Б. Авиация в битве за Москву — М., Издательство ГБУ ЦГА Москвы, 2013 г.
  • Шумилов Е.Г. Мы однажды придём в ваши сны (алгоритмы поисковой работы) Чебоксары, ЧГИГН, 2002 г.

для педагогов и командиров отрядов (педагогика и психология) 

  • Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп. Издание 4-е, исправленное и дополненное Одесса – Туапсе, 1996г.
  • Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники

(серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена  М., Net2Net, 2008 г.

  • Лишин О.В., Лишина А.К. Педагогическая психология. М., Социально-психологический институт М., 2006 г.
  • Лишин О.В., Лишина А.К. Это нужно живым. М., Физкультура и спорт, 1986г.

  

для обучающихся

в) интернет-ресурсы

Ссылка

Название ресурса

Примечание

https://obd-memorial.ru/html/

ОБД Мемориал

Сайты Министерства Обороны РФ

http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome

Подвиг народа

https://pamyat-naroda.ru/

Память народа

http://xn—-ptbgoeelt.xn--p1ai/ 

рф-поиск.рф

Сайт ООД «Поисковое движение России»

http://xn--b1afa8admefdd2c.xn--p1ai/news/2021/index.html 

отечестворт.рф

Сайт поискового объединения «Отечество» респ. Татарстан

https://www.soldat.ru/ 

солдат.ру

Сайт, посвящённый военной истории, преимущественно периоду Великой Отечественной войны

https://trizna.ru/forum/ 

trizna.ru

Форум поискового объединения «Тризна»

http://pomnite-nas.ru/index.php 

«Помните нас»

База памятников и мемориалов, посвящённых памяти участников Великой Отечественной войны

https://www.pobediteli.ru/ 

Победители.ру

Сайт содержит сведения о ветеранах Великой Отечественной войны

https://pobeda.elar.ru/ 

Календарь Победы

Информация о ключевых событиях Великой Отечественной войны. Сайт создаётся корпорацией «ЭЛАР» совместно с музеями, архивами и библиотеками

https://iremember.ru/ 

«Я помню»

Портал с воспоминаниями участников Великой Отечественной войны

http://waralbum.ru/ 

«Военный альбом»

Цифровой архив фотографий времён Второй мировой войны

http://fotohroniki.ru/ 

«Семейные фотохроники»

Фотодокументы военного времени 

http://www.airaces.ru/about/ 

«Красные соколы нашей Родины»

Информация о  лётчиках истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации (в первую очередь имеющих победы в воздушных боях), асах морской авиации СССР 

https://m.airpages.ru/index.html 

Авиация второй мировой

Материалы об авиации разных стран в годы Второй мировой войны

http://xn—-7sbafcvrbs2bkrjfp.xn--90ais/ 

«Авиапоиск-Брест»

Сайт Историко-патриотического технического отряда «Авиапоиск-Брест»

http://allaces.ru/ 

«Авиаторы Второй  мировой»

Информация по авиаполкам и лётчикам