Вахта Памяти

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

По завершении Московской стратегической наступательной операции 1941-1942 гг. образовался так называемый ржевско-вяземский плацдарм (до 200 км по фронту и глубиной в 160 км). В течение всего 1942 г. советское командование пыталось его ликвидировать, окружить и уничтожить немецкие войска на этом выступе. В течение 1942-1943 гг. Красной Армией было проведено несколько наступательных операций, получивших название Ржевско-Вяземских (или Ржевско-Сычевских). Поисковые работы будут проходить в зоне бывших боевых действий второй Ржевско-Сычевской операции, проводившейся советскими войсками 25 ноября — 20 декабря 1942 г. и получившей условное наименование операция «Марс».  Замысел операции «Марс» состоял в том, чтобы восемью ударами Западного и четырьмя ударами Калининского фронтов раздробить оборону в районе Ржевского выступа и, уничтожив оборонявшие его силы, выйти в район Смоленска.

Одно из жесточайших сражений происходило на равнине между реками Осугой и Вазузой.  Части 326-й сд, 251-й сд, 331-й сд, 247-й, 42-й гв. Сд, 2 Гв.к.к, 5 и 6 Гв Т.К  20-й армии Западного фронта (Кирюхин) наносили главный удар в полосе ЗФ. В задачу этих частей и соединений входило форсировать р.Вазуза и перерезать железную дорогу Вязьма-Ржев.

Им противостояли части 102-й и 78-й пехотных дивизий 9-ой армии (Модель)

Основной особенностью немецкого инженерного оборудования местности на рубеже р. Вазуза и Осуга  являлась система опорных пунктов в разрушенных деревнях и на высотах, соединенных между собой фронтальными траншеями. Траншеи опорных пунктов и соединительные траншеи между ними представляли собою узкие рвы с многочисленными площадками для пулеметов и ячейками для стрелков. Перед передним краем обороны противника были заложены минные поля и установлены проволочные заграждения (рогатки и спирали Бруно). Противник умело использовал все складки местности, насыщая их снайперами и автоматчиками, которые простреливали каждый метр впереди лежащей местности. 25 ноября ровно в 7.50 вся артиллерия армии открыла огонь по обороне противника. Однако еще до рассвета начал бушевать резкий юго-западный ветер. Тяжелые серые тучи низко проносились над заснеженной равниной. Крупные хлопья мокрого снега слепили глаза, переметали дорогу, закрывали горизонт. Началась пурга. В двадцати шагах терялась видимость. Горизонт исчез. Части 326-й сд, наступая на Васильки, Холм-Березуйский, были встречены сильным пулеметным и минометным огнем. Атакующие цепи полков залегли в 100 м севернее этих опорных пунктов и дальнейшего продвижения не имели.

251-я сд и 42-я гв. сд атаковали Гредякино и Кобылино, но также были встречены сильным артиллерийским, минометным и ружейно-пулеметным огнем противника и успеха не имели. Более успешно действовали части 247-й сд. К исходу дня части дивизии захватили семь населенных пунктов: Зеваловку, Кузнечиху, Бобровку, Ст. и Нов. Гриневку, Подъяблоньку, Холм и продолжали наступать в направлении Жеребцово. В это же время 148-я сбр овладела Прудами и повела наступление на Хлепень. Части правого крыла армии — 326, 251 и 42 сд — к исходу дня успеха не имели. Противник сильным фланговым огнем пулеметов и минометных батарей заставил их залечь. Танки 255-й тбр, действовавшей с 42-й сд, сбились с маршрута, наскочили на собственные минные поля и подорвались, так и не войдя в соприкосновение с противником. В начале декабря все многочисленные попытки советских войск развить небольшой первоначальный успех так и разбились о рубеж Васильки, Холм-Березуйский, Бол. и Мал. Кропотово, Подосиновка, Жеребцово, Талица, Стар. Мурзино, Хлепень, Пугачево. Некоторые из этих старинных русских деревень несколько раз переходили из рук в руки, но преодолеть эту линию части 20-й армии так и не смогли. Не помогло ничего, ни ввод в сражение свежих сил, ни пополнение выбитых частей маршевыми ротами, ни упорство и массовый героизм войск. В результате крайне кровопролитных и ожесточенных боев наступательные возможности войск 20-й армии были исчерпаны. Закончились боеприпасы и горюче-смазочные материалы, почти полностью была потеряна материальная часть всех восьми танковых бригад и обоих танковых корпусов, оставшиеся в живых люди, по несколько суток находившиеся без сна и пищи, были предельно измотаны и смертельно устали. 18 декабря в 8 утра частям и соединениям армии бы отдан приказ: перейти на достигнутом рубеже к обороне и приступить к фортификационному оборудованию переднего края. Побоище на реке Вазуза завершилось. За 23 суток беспрерывных боев войска 20-й армии на 8-километровом участке вгрызлись в оборону противника на 10 км. Среднесуточные темпы продвижения — чуть более 400 м в сутки. За каждый километр пришлось платить шестью тысячами убитых и раненых воинов.