Подъём советского истребителя ЯК – 7Б
Отчет
по подъёму советского истребителя ЯК — 7Б
и останков летчика- младшего лейтенанта
Алексеева Сергея Павловича (1919 года рождения, уроженца г.Торжок Калининской области), командира звена 202 истребительной авиадивизии, 66 истребительного авиаполка.
Сергей Павлович Алексеев
Страна: СССР
Годы жизни: 1919 — 05.08.1942 (НБЗ)
Место рождения: Калининская обл., г. Торжок
Призван в армию: Торжокский РВК Калининской обл.
Вид авиации: Истребительная
Категория: Летчик
Места службы:
66 иап 25.03.42÷05.08.42 Командир звена
Мл. лейтенант, командир звена.
05.08.42 г. не вернулся с боевого задания из района Погорелое Городище.
В 2005 году Погорельский лесхоз Тверской области разрабатывал делянку между деревнями Николо Пустынь — Тупицино. В лесхозе в то время работал наш знакомый Василий Шлычков. В один из трудовых дней во время обеда он пошёл побродить по зимнему лесу и наткнулся на кусок железа, местами покрытый алюминием в клёпках. Он сразу сообразил, что этот предмет связан с авиацией времён войны, ведь в этих местах шли ожесточённые бои в 1941 — 1942 годах. Приехав домой в Погорелое Городище, он сразу встретился с нашим старым другом — командиром поискового отряда «Звезда» Стрельниковым Владимиром, и рассказал о находке.
В конце апреля обследовав предполагаемое место, мы обнаружили этот предмет — им оказалась передняя стойка шасси Советского истребителя, самолёта ЯК — 7Б. Также была обнаружена воронка залитая водой, и на прибор вокруг неё было найдено много мелких фрагментов из алюминия, что подтверждало место падения истребителя. Посоветовавшись с командирами поисковых отрядов, мы решили зимой попробовать поднять останки самолёта.
Мороза не было — температура была минус пять градусов. Работали посменно весь световой день — выносили глину вёдрами и лопатами. В первый же день к вечеру силами двенадцати поисковиков, мы добрались до двигателя. Световой день в ноябре короткий, и закончив в сумерках работу мы уехали на ночлег.
Зимой 2010 года, когда ударил мороз больше 30 градусов, мы продолжили работу. В этот раз в экспедиции принимали участие поисковые отряды «Рубеж», «Звезда», «Наследники А.Невского» и «Бастион». Остановились мы в школе в д. Княжьи Горы в кабинете географии. Благо были зимние каникулы, и директор нас гостеприимно приютила.
На этот раз мы вооружились экскаватором ЮМЗ. Усложняло нашу задачу то, что перед лесом было труднопроходимое для техники место — болото. Это место длиною в 150 метров недалеко от дороги называют гнилым ручьем, потому что он даже в хороший мороз не замерзает — там присутствует торф. Из Москвы мы привезли целую газель поддонов для укладки их в гнилой ручей, купили кубометр обрезной доски, сколотили щиты. С рассвета готовили проезд для экскаватора, прорубали километровою просеку в лесу, пилили сухостой и укладывали в то место где будет проезжать наш трактор.
Как раз, когда мы закончили мостить гать подъехал на тракторе Виктор Кривов, и уже через полчаса мы были у нашей заветной воронки.
Виктор знает свое дело — он не первый раз помогает поисковикам в подъёме самолётов, он выбрал место поудобнее и начал свою работу. Переехав три раза вокруг ямы, выкачав воду со льдом, он ловко обкопал весь котлован и примерно на глубине трех с половиной метров мы обнаружили всё тот же двигатель , до которого мы уже докопались вручную зимой 2006 года. Виктор его подцепил ковшом, и двигатель оказался на поверхности земли.
Вычистив яму до старой отметки, спустились на дно, щупом пробили грунт, ощутив под собой ковёр из металлолома и алюминия. При вскрытии настила из обломков истребителя появился специфический запах, это означало, что в этом месте предположительно могут быть останки лётчика. Вгрызаясь в металл и глину, стали извлекать фрагменты пилота. Рядом был обнаружен редуктор самолёта с одной лопастью и бронеспинка с парашютом. Когда ее подняли наверх, то увидели пулевое отверстие. От удара о землю она переломилась именно в этом месте. Это дало право нам рассматривать версию о воздушном бое, во время которого наш летчик был убит прямым попаданием крупнокалиберной пули, которая прошла навылет, через тело и бронеспинку.
Алексеев Сергей Павлович, 1919 года рождения, дата вступления в комсомол — октябрь 1938 года. Выдан Новоторжокским райкомом комсомола Калининской области.
Мы закрыли карман и упаковали его в комок жидкой синей глины, а потом в разрезанную пятилитровую бутыль. 22 августа 2014 года все останки лётчика обнаруженного на месте падения Советского самолета — истребителя ЯК-7Б вместе с комсомольским билетом мы привезли в Погорелое Городище.
Захоронение младшего лейтенанта
Алексеева Сергея Павловича состоится 8 мая 2015 года.
25.08.2014г.
Командир поискового отряда «Рубеж» Окопный О.Ю.