Подъём советского истребителя ЯК – 7Б

Отчет
по подъёму советского истребителя ЯК — 7Б
и останков летчика- младшего лейтенанта
Алексеева Сергея Павловича (1919 года рождения, уроженца г.Торжок Калининской области), командира звена 202 истребительной авиадивизии, 66 истребительного авиаполка.

Сергей Павлович Алексеев
Страна: СССР
Годы жизни: 1919 — 05.08.1942 (НБЗ)
Место рождения: Калининская обл., г. Торжок
Призван в армию: Торжокский РВК Калининской обл.
Вид авиации: Истребительная
Категория: Летчик
Места службы:
66 иап 25.03.42÷05.08.42 Командир звена

Мл. лейтенант, командир звена.
05.08.42 г. не вернулся с боевого задания из района Погорелое Городище.

В 2005 году Погорельский лесхоз Тверской области разрабатывал делянку между деревнями Николо Пустынь — Тупицино. В лесхозе в то время работал наш знакомый Василий Шлычков. В один из трудовых дней во время обеда он пошёл побродить по зимнему лесу и наткнулся на кусок железа, местами покрытый алюминием в клёпках. Он сразу сообразил, что этот предмет связан с авиацией времён войны, ведь в этих местах шли ожесточённые бои в 1941 — 1942 годах. Приехав домой в Погорелое Городище, он сразу встретился с нашим старым другом — командиром поискового отряда «Звезда» Стрельниковым Владимиром, и рассказал о находке.

    Группа разведки поискового отряда «Рубеж» сразу выехала в Погорелое городище для опроса местных жителей — очевидцев тех событий. В деревне Тупицыно, что на берегу р.Держи мы встретили бабушку — она нам рассказала, что вначале августа, во время наступления советских войск в этом направлении упало два советских истребителя. В одном летчик спасся, а во втором не сумел. Сказала — ищите, лишний раз подтвердив нашу догадку.
В конце апреля обследовав предполагаемое место, мы обнаружили этот предмет — им оказалась передняя стойка шасси Советского истребителя, самолёта ЯК — 7Б. Также была обнаружена воронка залитая водой, и на прибор вокруг неё было найдено много мелких фрагментов из алюминия, что подтверждало место падения истребителя. Посоветовавшись с командирами поисковых отрядов, мы решили зимой попробовать поднять останки самолёта.

Мороза не было — температура была минус пять градусов. Работали посменно весь световой день — выносили глину вёдрами и лопатами. В первый же день к вечеру силами двенадцати поисковиков, мы добрались до двигателя. Световой день в ноябре короткий, и закончив в сумерках работу мы уехали на ночлег.

Ночью случилось непредвиденное — наступила оттепель плюс пять. Утром следующего дня, прибыв на место, мы увидели большое зеркало воды и всё что мы с таким трудом руками поднимали наверх, сползло в воронку. Мы уже без энтузиазма и с плохим настроением откачали воду, опять начали подъём смеси из глины и воды. Но у нас теперь нечего не получалось, вода заливала воронку, края ямы образовывали трещины, и всё сползало вниз в воронку. Все грязные, уставшие и измождённые, к концу рабочего светового дня мы поняли, что это дело нужно отложить до лучших времён и продумать до мелочей следующую попытку.

  Зимой 2010 года, когда ударил мороз больше 30 градусов, мы продолжили работу. В этот раз в экспедиции принимали участие поисковые отряды «Рубеж», «Звезда», «Наследники А.Невского» и «Бастион». Остановились мы в школе в д. Княжьи Горы в кабинете географии. Благо были зимние каникулы, и директор нас гостеприимно приютила.

   На этот раз мы вооружились экскаватором ЮМЗ. Усложняло нашу задачу то, что перед лесом было труднопроходимое для техники место — болото. Это место длиною в 150 метров недалеко от дороги называют гнилым ручьем, потому что он даже в хороший мороз не замерзает — там присутствует торф.  Из Москвы мы привезли целую газель поддонов для укладки их в гнилой ручей, купили кубометр обрезной доски, сколотили щиты. С рассвета готовили проезд для экскаватора, прорубали километровою просеку в лесу, пилили сухостой и укладывали в то место где будет проезжать наш трактор.

Как раз, когда мы закончили мостить гать подъехал на тракторе Виктор Кривов, и уже через полчаса мы были у нашей заветной воронки.

Виктор знает свое дело — он не первый раз помогает поисковикам в подъёме самолётов, он выбрал место поудобнее и начал свою работу. Переехав три раза вокруг ямы, выкачав воду со льдом, он ловко обкопал весь котлован и примерно на глубине трех с половиной метров мы обнаружили всё тот же двигатель , до которого мы уже докопались вручную зимой 2006 года. Виктор его подцепил ковшом, и двигатель оказался на поверхности земли.

Спустившись в воронку, мы извлекли радиатор, кислородные баллоны, стойку штурвала, заднее шасси, покореженный боекомплект от авиационного пулемета 12.7мм и больше ничего. Стрела экскаватора четыре метра, он ниже достать не смог. Известно, что самые тяжёлые предметы уходят в землю глубже всех, и мы подумали, что больше ничего существенного не будет, так как после двигателя мы опустились ниже четырёх с половиной метров и ничего не обнаружили. Стемнело, экскаватор уехал домой, двигатель самолёта мы погрузили в «Газель». (Сейчас он находится в музее поискового отряда «Рубеж», в Московской школе № 1688.)
Ситуация была странная — лётчика, бронеспинку, приборы и бортовое вооружение мы не нашли. Что- то было не так, работа была не окончена. В голове была мысль, что нужна еще одна — третья попытка.
В августе 2014 года мы прибыли на нашу воронку, помпами откачали воду, углубили подъезды к яме, чтоб экскаватор мог опуститься ниже и взять грунт глубже.

Вычистив яму до старой отметки, спустились на дно, щупом пробили грунт, ощутив под собой ковёр из металлолома и алюминия. При вскрытии настила из обломков истребителя появился специфический запах, это означало, что в этом месте предположительно могут быть останки лётчика. Вгрызаясь в металл и глину, стали извлекать фрагменты пилота. Рядом был обнаружен редуктор самолёта с одной лопастью и бронеспинка с парашютом. Когда ее подняли наверх, то увидели пулевое отверстие. От удара о землю она переломилась именно в этом месте. Это дало право нам рассматривать версию о воздушном бое, во время которого наш летчик был убит прямым попаданием крупнокалиберной пули, которая прошла навылет, через тело и бронеспинку.

  На второй день нам повезло — мы обнаружили нагрудный карман гимнастёрки. Аккуратно приоткрыв карман, мы достали комсомольский билет и прочитали то, что было написано в 1938 году. Казалось, что это было написано вчера — так хорошо сохранился документ. Вот что мы прочитали:
Алексеев Сергей Павлович, 1919 года рождения, дата вступления в комсомол — октябрь 1938 года. Выдан Новоторжокским райкомом комсомола Калининской области. 
Мы закрыли карман и упаковали его в комок жидкой синей глины, а потом в разрезанную пятилитровую бутыль. 22 августа 2014 года все останки лётчика обнаруженного на месте падения Советского самолета — истребителя ЯК-7Б вместе с комсомольским билетом мы привезли в Погорелое Городище.
У нас были списки безвозвратных потерь 202 истребительной авиадивизии, там мы и обнаружили все данные. Он не вернулся с боевого задания 5 августа 1942 года, из района сельского поселения Погорелое Городище. Мы добрали останки, местами подчистили яму, и все перевезли в Погорелое Городище. К поискам родственников уже приступили и наши коллеги-поисковики: Титков Вадим (Тверь), Катков Сергей (Москва), Лукашов Руслан (Гагарин). Особую благодарность хочу выразить Владимиру Стрельникову — командиру поискового отряда «Звезда», за помощь в организации экспедиций.

Захоронение младшего лейтенанта
Алексеева Сергея Павловича состоится 8 мая 2015 года.

 

 

25.08.2014г.
Командир поискового отряда «Рубеж» Окопный О.Ю.