Учебно-методические материалы
Скачать программу можно по ссылке
Автономная некоммерческая организация
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ «РУБЕЖ»
УТВЕРЖДАЮ
директор АНО ЦГПВМ «Рубеж»
_________________О.Ю. Окопный
30 сентября 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Авиапоиск – начало»
Направление программы: | краеведение |
Направленность программы: | туристско-краеведческая |
Возраст обучающихся: | с 14 до 35 лет |
Срок реализации программы: | 5 недель |
Уровень программы: | вводная |
Количество часов в год: | 20 |
Автор-составитель программы: | Гегелия К.Д. |
Программа утверждена
и принята к реализации
Методическим советом
АНО ЦГПВМ «Рубеж»
Протокол № 15
«27» сентября 2021г.
МОСКВА
2021
Содержание:
Пояснительная записка……………………………………………………….. | стр. 3 |
Учебно-тематический план……………………………………………….. | стр. 7 |
Содержание программы …………………………………………………… | стр. 7 |
Обеспечение реализации программы…………………………………….. | стр. 9 |
1. Пояснительная записка
Вводная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Авиапоиск – начало» (далее – программа) разработана в сентябре 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.05.2014).
Актуальность и востребованность программы.
Добровольческая деятельность, активное развитие которой мы наблюдаем в России в последнее десятилетие, является мощнейшим воспитательным средством, способствующим самоопределению подростков и молодёжи, их реализации в обществе. Участие в добровольческих проектах помогает молодым людям найти своё место в жизни, стать настоящими патриотами, для которых любовь к Родине выражается в серьёзных, полезных для общества делах.
Одно из наиболее востребованных и актуальных направлений добровольческой деятельности в современном российском обществе – военный поиск. Полевые поисковые экспедиция, работа с оригинальными документами военного времени, встречи с живыми свидетелями событий позволяют юным поисковикам углубиться в историю Отечества, открыть её неизведанные страницы, уменьшить количество «белых пятен».
Однако не следует забывать о величайшей ответственности, лежащей на плечах каждого поисковика. В поиске нет ревизоров и проверяющих. Любая ошибка или небрежность, допущенные участниками поисковых работ, могут обернуться потерей уникальной информации о судьбах не найденных по сей день бойцов.
Поэтому крайне важна и совершенно обязательна серьёзная подготовка будущих поисковиков. Она должна предварять любое мероприятие: от работы в архивах до полевых поисковых экспедиций. Каждое направление поиска требует от добровольцев наличия как общих, так и специальных знаний и навыков.
Освоение обучающимися программы «Авиапоиск – начало» обеспечит первый этап такой подготовки.
Педагогическая целесообразность программы.
Участие в поисково-исследовательской работе в полной мере удовлетворяет потребность молодёжи и подростков в общественно-полезной, социально-одобряемой деятельности, способствует самоутверждению в коллективе значимых сверстников и взрослых.
Занятия, проводящиеся по данной программе, способствуют развитию интеллекта обучающихся, расширению кругозора, переводу процесса познания из области получения готовых знаний в область проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также приобщению молодёжи к общечеловеческим ценностям.
Учебный материал программы дополняет содержание таких школьных дисциплин, как история, основы безопасности жизнедеятельности, география.
Отличительные особенности и новизна программы.
Имеющиеся программы по поисково-исследовательской деятельности нацелены в основном на обеспечение безопасности поисковых работ на местности, в данной же программе без ущерба соображениям безопасности основной упор делается на исследовательскую деятельность обучающихся.
Предполагается, что обучающиеся уже имеют навыки жизни и работы в условиях полевых поисковых экспедиций, поэтому содержание программы полностью посвящено авиапоиску.
Поскольку в поисковых работах принимает участие большое количество подростков, программа ориентирована в том числе на реализацию в системе дополнительного образования школьников и студентов, режим занятий приведён в соответствие с существующими санитарными нормами.
Цель программы: общая начальная подготовка добровольцев, намеренных принять участие в работе полевой военно-поисковой экспедиции по поиску и подъёму сбитых в годы Великой Отечественной войны советских самолётов и последующей исследовательской деятельности.
Задачи
Обучающие:
- ознакомление с историей воздушных боёв Великой Отечественной войны, в том числе в районе планируемой экспедиции;
- ознакомление с основными типами самолётов, принимавших участие в воздушных боях в районе проведения планируемой экспедиции в определённый период боевых действий;
- изучение особенностей организации экспедиции по подъёму самолёта;
- ознакомление с основными направлениями исследовательской работы по установлению судеб и увековечению памяти членов экипажей найденных самолётов.
Развивающие:
- формирование мотивации к исследовательской деятельности;
- развитие интереса к истории Отечества.
Воспитательные:
- воспитание уважения к истории Отечества, к людям, эту историю творившим;
- воспитание ответственного отношения к работе с информацией.
Режим занятий и механизм реализации программы
Занятия проводятся согласно календарному плану по 4 часа в неделю в течение 5 недель (всего 20 учебных часов).
Практические занятия могут проводиться как в помещении, так и на территории образовательного учреждения или в помещении иного профильного центра/музея (в последнем случае оформляется выездное занятие).
Оптимальный состав группы 8–15 человек. Набор обучающихся свободный, опыт исследовательской работы не требуется, опыт участия в полевых поисковых экспедициях обязателен. Предполагается, что обучающиеся уже хорошо знакомы с туристским и экспедиционным бытом, правилами жизни и деятельности в природной среде, техникой безопасности при проведении полевых поисковых работ на местности.
Необходимы разрешение родителей на участие в экспедиции (для несовершеннолетних участников) и медицинский допуск к занятиям (медицинский допуск к многодневным выездным добровольческим мероприятиям, включая поисковую экспедицию, оформляется отдельно с учётом конкретной нагрузки и климатических условий в месте проведения мероприятия). Состав группы постоянный, форма занятий групповая.
Прогнозируемые результаты
Главным результатом обучения должна стать готовность к участию в полевых поисковых экспедициях в рамках авиапоиска и дальнейшей исследовательской деятельности по установлению подробностей воздушных боёв и судеб экипажей найденных самолётов.
По окончании обучения
обучающиеся должны знать:
- алгоритмы организации и проведения полевых военно-поисковых экспедиций, связанных с авиапоиском, и правила безопасного поведения и работы в них;
- принципы, алгоритмы и технические детали организации работы по подъёму найденных самолётов и/или их фрагментов;
- правила консервации, реставрации и хранения находок;
- основные направления исследовательской работы по установлению подробностей воздушных боёв и судеб экипажей найденных самолётов;
обучающиеся должны быть ознакомлены:
- с краткой историей основных воздушных сражений Великой Отечественной войны;
- с краткой историей воздушных боёв в районе планируемой экспедиции;
- с основными типами советских самолётов принимавших участие в воздушных боях в районе планируемой экспедиции в определённый период боевых действий;1й
обучающиеся должны уметь:
- подготовиться к участию в экспедиции (собрать личное снаряжение и принять продуктивное участие в подготовке группового снаряжения, разработке плана экспедиции, сборе необходимой информации);
- вести в составе группы в соответствии с существующими правилами и алгоритмами полевые поисковые работы по подъёму самолётов;
- обрабатывать, консервировать и транспортировать находки;
- проводить постэкспедиционую работу с находками;
- проводить самостоятельную и/или участвовать в групповой исследовательской работе по установлению судеб экипажей найденных самолётов.
Способы проверки результатов
Основным способом проверки полученных результатов является наблюдение и анализ работы обучающихся при подготовке экспедиции. В конце курса предполагается проведение зачётного занятия.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Техника безопасности на занятиях | 1 | 1 | – | Беседа |
2 | Советская авиация в годы Великой Отечественной войны | 4 | 4 | – | Устный опрос |
3 | Работа с информацией в авиапоиске | 4 | 1 | 3 | Наблюдение и анализ выполнения самостоятельных практических заданий |
4 | Подготовка и проведение экспедиции по подъёму самолёта | 6 | 2 | 4 | Наблюдение и анализ выполнения самостоятельных практических заданий |
5 | Работа с находками | 3 | 1 | 2 | Наблюдение и анализ выполнения самостоятельных практических заданий |
6 | Зачётное занятие | 2 | 1 | 1 | Тестирование. Решение ситуативных задач |
- Содержание программы
Тема 1. Техника безопасности на занятиях.
Теория, 1 час. Техника безопасности на занятиях в помещении и на местности.
Тема 2. Советская авиация в годы Великой Отечественной войны.
Теория, 4 часа. Главные воздушные сражения Великой Отечественной войны. История воздушных боёв в районе проведения экспедиции.
Основные типы советских самолётов, участвовавших в воздушных боях в районе проведения экспедиции в интересующий исследователей период.
Тема 3. Работа с информацией в авиапоиске.
Теория, 1 час. Использование интернет-ресурсов, работа в архивах и музеях, опрос местного населения в районе проведения экспедиции. Установление судеб экипажей найденных самолётов.
Практическая работа, 3 часа. Сбор, анализ и структуризация информации для предстоящей экспедиции.
Тема 4. Подготовка и проведение экспедиции по подъёму самолёта.
Теория, 2 часа. Планирование и подготовка экспедиции (нормативная база, подбор и подготовка участников, общее и специальное снаряжение и оборудование). Проведение экспедиции (принципы и алгоритмы работы в разных климатических условиях, для разных ландшафтов и почв, особенности работы в районе проведения экспедиции).
Практическая работа, 4 часа. Тренировка по работе со специальным снаряжением (глубинные щупы, металлодетекторы, магнитометры). Участие в подготовке экспедиции (проверка и ремонт снаряжения).
Тема 5. Работа с находками.
Теория, 1 час. Правила консервации и транспортировки находок. Основные способы реставрации.
Практическая работа, 2 часа. Участие в реставрации ранее найденных экспонатов и оформлении выставочных (музейных) экспозиций.
Тема 6. Зачётное занятие.
Теория, 1 час. Тестирование.
Практическая работа, 1 час. Решение ситуативных задач (командная работа).
4. Обеспечение реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
Желательно наличие отдельного помещения для группы, в котором можно было бы проводить теоретические занятия, хранить снаряжение и находки. Обязательно наличие технических средств обучения: компьютеров с выходом в интернет (не менее пяти, но по возможности – на каждого обучающегося), мультимедийного оборудования, экрана, набора тематических видеоматериалов, библиотеки специальной литературы (обязательно с текстами последних нормативных документов). Для тренировочных занятий по работе на местности необходимо наличие узкоспециального снаряжения: глубинных щупов, металлодетекторов, магнитометра. Для занятий по консервации и реставрации находок нужны предметы, найденные в предыдущих экспедициях. В случае отсутствия узкоспециального снаряжения и нужных предметов упомянутые занятия можно сделать выездными и проводить на базе других, более опытных групп.
Кадровые условия реализации программы
Возраст педагога – не менее 21 года. Желательно среднее или высшее педагогическое образование, либо обучение на курсах инструкторов детско-юношеского туризма (или других подобных). Строго обязателен документально подтверждённый опыт долговременного (не менее 5 лет) участия в военно-поисковых экспедициях, в том числе в нескольких экспедициях по подъёму самолётов, из них не менее 3 лет в качестве стажёра, заместителя руководителя или руководителя группы.
Внешние условия реализации программы.
- стабильная социально-политическая обстановка в стране;
- необходимое и достаточное финансирование поисково-исследовательской работы;
- продуктивное взаимодействие с профильными учреждениями и организациями.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
- нормативно-правовые акты и документы
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, СП 2.4.3648-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года N 28);
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (с изменениями).
б) основная и дополнительная литература
для педагогов и командиров отрядов (авиация и военный поиск)
- Алабин Н. И., Амплеев Н. И, Баков Л. М. и др. Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. — М., 1968 г.
- Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия — Научно-популярное издание, — М.: Яуза-пресс, 2014 г.
- Голованов А. Е. Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного маршала авиации. 1941–1945 — М., Центрполиграф, 2007 г.
- Дроговоз И. Г. Воздушный щит Страны советов — Минск, Харвест, 2002 г.
- Жирохов Михаил Александрович. Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941–1945 — М., Центрполиграф, 2014 г.
- Ивлев И.И. Память хранима тобой (методика обработки и анализа документальных материалов о судьбах военнослужащих) — Тюмень, АУ ДОД ТО, 2008.
- Котилевский С.С. Теория и практика поисковых работ — Казань, Отечество, 2004 г.
- Лашков А.Ю. 100-летие Противовоздушной обороны России 1914-2014 в 2-х томах — М., Русские витязи, 2014 г.
- Михайлов В. С. и др. Военно-воздушные силы России: неизвестные документы (1931–1967) — М., Издат. дом «Вестник воздушного флота», 2003 г.
- Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов Н.А. Истребитель МИГ-3 — М., Русское авиационное общество (РУСАВИА), 2003 г.
- Морозов В.П., Обухович В.А., Сидоренко С.И., Широкорад А.Б. Энциклопедия современной военной авиации — М., 2001 г.
- Перечень объединений и соединений советских вооружённых сил, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной Войны 1941–1945 г.г. (справочник) — М, 1992 г.
- Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941–1945 (По материалам IX военно-научной конференции ВВС) — М., 1986 г.
- Хазанов Д.Б. Авиация в битве за Москву — М., Издательство ГБУ ЦГА Москвы, 2013 г.
- Шумилов Е.Г. Мы однажды придём в ваши сны (алгоритмы поисковой работы) — Чебоксары, ЧГИГН, 2002 г.
для педагогов и командиров отрядов (педагогика и психология)
- Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп. Издание 4-е, исправленное и дополненное — Одесса – Туапсе, 1996г.
- Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники
(серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена — М., Net2Net, 2008 г.
- Лишин О.В., Лишина А.К. Педагогическая психология. — М., Социально-психологический институт М., 2006 г.
- Лишин О.В., Лишина А.К. Это нужно живым. — М., Физкультура и спорт, 1986г.
для обучающихся
- Белаш Ю. Окопные стихи — М., Советский писатель, 1990 г.
- Дихтярев В.Я. Вся жизнь поход — М., изд. Центр Владос, 2001г.
- Жандаев М. Ж. В небе войны: воспоминания лётчика. — Алма-Ата, 1991 г.
- Жандаев М. Ж. Записки воздушного стрелка-радиста (художественно-документальная повесть) — Алма-Ата, Жалын, 1983 г.
- Кондратьев В. Отпуск по ранению — М., Детская литература, 2008 г.
- Кондратьев В. Сашка — М., Эксмо, 2009 г.
- Красаускас С., Рождественский Р., Вечно живые — М., Изобразительное искусство, 1985 г.
- Тихомолов Б. На крыльях АДД. Серия Солдатская слава — М., Детская литература, 1973 г.
в) интернет-ресурсы
Ссылка | Название ресурса | Примечание |
ОБД Мемориал | Сайты Министерства Обороны РФ | |
Подвиг народа | ||
Память народа | ||
рф-поиск.рф | Сайт ООД «Поисковое движение России» | |
отечестворт.рф | Сайт поискового объединения «Отечество» респ. Татарстан | |
солдат.ру | Сайт, посвящённый военной истории, преимущественно периоду Великой Отечественной войны | |
trizna.ru | Форум поискового объединения «Тризна» | |
«Помните нас» | База памятников и мемориалов, посвящённых памяти участников Великой Отечественной войны | |
Победители.ру | Сайт содержит сведения о ветеранах Великой Отечественной войны | |
Календарь Победы | Информация о ключевых событиях Великой Отечественной войны. Сайт создаётся корпорацией «ЭЛАР» совместно с музеями, архивами и библиотеками | |
«Я помню» | Портал с воспоминаниями участников Великой Отечественной войны | |
«Военный альбом» | Цифровой архив фотографий времён Второй мировой войны | |
«Семейные фотохроники» | Фотодокументы военного времени | |
«Красные соколы нашей Родины» | Информация о лётчиках истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации (в первую очередь – имеющих победы в воздушных боях), асах морской авиации СССР | |
Авиация второй мировой | Материалы об авиации разных стран в годы Второй мировой войны | |
«Авиапоиск-Брест» | Сайт Историко-патриотического технического отряда «Авиапоиск-Брест» | |
«Авиаторы Второй мировой» | Информация по авиаполкам и лётчикам |